3 октября 2016
В Москве проведена серия встреч с потенциальными инвесторами строительства нового аэровокзального комплекса и другой наземной инфраструктуры главной воздушной гавани Камчатки. Проект развития аэропорта инвесторам представил зампред Правительства Камчатского края Юрий Зубарь. Встречи прошли при участии руководства аэропорта «Петропавловск-Камчатский» и Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА), специалисты которого разработали мастер-план, финансовую модель и стратегию реализации инвестпроекта.
С подробной информацией об условиях сотрудничества, этапах строительства и объёмах предполагаемых инвестиций в рамках презентаций ознакомились представители нескольких крупных компаний, в том числе ГК «Ренова», ООО «Новапорт», промышленной группы «Базовый элемент» и других инвестиционных групп.
Представляя проект, Юрий Зубарь сообщил, что за последние годы на Камчатке построили современный аэродром с самой новой на сегодня взлётно-посадочной полосой в России, способной принимать самолёты практически любых типов. Но, не смотря на то, что пассажиропоток постоянно увеличивается, его рост сдерживается отсутствием вокзального комплекса, способного справиться с большим количеством пассажиров.
На первом этапе подготовки инвестпроекта ЦСР ГА был проведен технический, правовой и финансовый аудит аэропорта, разработана стратегия его долгосрочного развития, в том числе стратегия развития маршрутов и прогноз авиаперевозок. Кроме того, был подготовлен профессиональный мастер-план, разработана финансовая модель проекта, определена оптимальная правовая схема его реализации на принципах государственно-частного партнёрства. На основе предпроектных проработок подготовлен проект строительства нового пассажирского терминала, который уже получил положительное заключение Главгосэкспертизы. В настоящее время идёт подготовка к инвестиционным торгам, которые на конкурсной основе определят компанию-инвестора.
В ценах на 2016 год стоимость строительства первой очереди международного терминала составляет 3,1 млрд рублей. В целом проект по развитию главных воздушных ворот Камчатки предполагает привлечение до 9,4 млрд рублей инвестиций (6,9 млрд рублей до 2025 года, 2,5 млрд рублей до 2035 года).
Проект предполагает строительство пассажирского терминала площадью более 24 тысяч квадратных метров, предусматривающий размещение различных служб, необходимых для обслуживания внутренних и международных рейсов. Также проектом предусмотрены оборудование привокзальной площади, строительство новых и модернизация существующих объектов служебно-технической территории аэропорта.
В рамках реализации проекта ряд капиталовложений предусмотрен за счёт средств федерального и краевого бюджетов. Так, Правительство Камчатского края готово соинвестировать часть расходов, направив до 1,3 млрд рублей на строительство подъездных путей и прокладку инженерных коммуникаций. Планируется, что на аэропорт будет распространены налоговые льготы и другие преференции, предусмотренные режимом Свободного порта.
По предварительным подсчётам, срок окупаемости составит около 15 лет. Описывая результаты разработки стратегии развития маршрутной сети главного аэропорта полуострова, генеральный директор ЦСР ГА Антон Корень подчеркнул, что Камчатка имеет большой потенциал развития международных туристических перевозок: это и чартерные рейсы для вылета на отдых жителей Камчатки в Сеул, Гонконг, Гуам, Нячанг и другие города, и въездной туризм из городов Юго-Восточной Азии, Европы и других регионов мира.
«Наблюдается устойчивый рост въездного туристического пассажиропотока. Так только за 2015 год Камчатку посетили 180 тысяч туристов, что в три раза больше показателей 2014 года. По нашему прогнозу, по среднему сценарию развития, к 2025 году пассажирообмен аэропорта возрастёт с нынешних порядка 600 тысяч до 1,25 млн человек в год в 2025 году и до 1,77 млн человек в год в 2035», - сказал Антон Корень.
Обсудив юридические и финансовые аспекты реализации проекта, потенциальные инвесторы рассказали о своём видении повышения доходности аэропорта.
«Мы встретились с профессионалами, которые имеют опыт строительства и эксплуатации аэропортов по всей стране. Вопросов на встрече было много, что показывает заинтересованность в нашем проекте, - сообщил по итогам встреч Юрий Зубарь. - Предстоит ещё большая работа по проведению инвестиционного конкурса, но главное, что в итоге Камчатка получит современный удобный аэропорт».
Напомним, что новое здание аэровокзала должно заменить действующее, введённое в строй более полувека назад. По завершении первой очереди строительства международный терминал будет рассчитан на обслуживание 400 пассажиров в час (200 пасс./ч на вылет на внутренних линиях и 200 пасс./ч на международных) и такое же количество пассажиров при обслуживании на прилёт). При проектировании были соблюдены международные требования по комфортности обслуживания пассажиров.